Прочитав множество различных интернет-статей и книг, посвящённых психологическому консультированию и психотерапии, я пришёл к выводу, что существуют весьма различные мнения на тему того, чем же различаются данные направления.
Я же в этой статье постараюсь отразить то, что, на мой взгляд, их объединяет – это стандарты качества.
Справедливости ради стоит отметить, что направлений психологического консультирования и психотерапии существует множество (более 500). Вот лишь некоторые из них:
- Арт-терапия
- Гештальттерапия
- Гипноз
- Зоотерапия
- Игротерапия
- Интерперсональная психотерапия
- Кинезиология
- Клиент-центрированная терапия
- Когнитивная психотерапия
- Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия
- Метафорическая психотерапия
- Морита-терапия
- Мультимодальная психотерапия
- Нарративная психотерапия
- Недирективный (Эриксоновский) гипноз
- Нейролингвистическое программирование (НЛП)
- Песочная терапия
- Позитивная психотерапия
- Процессуально-ориентированная психотерапия
- Психоанализ
- Психодрама
- Психосинтез
- Рационально-эмоционально-поведенческая терапия
- Стресс-анализ
- Системная семейная психотерапия
- Сказкотерапия
- Схемная терапия
- Телесно-ориентированная психотерапия
- Трансакционный анализ
- Трансперсональная психотерапия
- Холистическая психотерапия
- Холодинамика
- Экзистенциальная психотерапия
- Эмоционально-образная терапия
И в каждом из этих направлений существуют свои стандарты (стандарты образования и консультирования), существуют свои профессиональные сообщества, ассоциации, которые задают, определяют эти стандарты. В то же время, законодательное регулирование вопросов психологического консультирования и психотерапии в отдельных странах и межгосударственных объединениях отличается. В Европе контроль качества и лицензирование в области психотерапии отданы на откуп профессиональным ассоциациям (Европейская ассоциация гештальт-терапии, Международная психоаналитическая ассоциация и прочие).
В нашей стране базовое высшее образование психологов и психотерапевтов отличается, но дальнейший их профессиональный путь никто не регулирует. Законодательно прописанные стандарты помощи в психологическом консультировании и психотерапии отсутствуют.
Поэтому консультант сам несёт ответственность за свой уровень подготовки, за свои знания и навыки.
И так, вернёмся к стандартам.
К какому бы направлению в психологическом консультировании или психотерапии ваш консультант (терапевт) ни относился, в большинстве своём к нему предъявляются 3 главные требования:
- Теоретическая подготовка (знания);
- Практическая подготовка (навыки);
- Личная терапия;
- Супервизия.
Теорию и навыки отдельно я здесь обсуждать не буду. У всех они различны и зависят от многих факторов. Всему этому обучаются в институтах, университетах, колледжах и на обучающих профессиональных группах и тренингах.
Про личную терапию
Личная терапия – это собственный клиентский опыт терапевта (или консультанта). Каждый из нас имеет какие-то личностные затруднения, проблемы (в отношениях с родственниками, друзьями, супругами, коллегами). И личная терапия консультанта позволяет ему прочувствовать на себе, как решаются эти проблемы, как работают методики, как и когда их применять.
Про супервизию
В буквальном смысле слова «супервизия» расшифровывается как “надзор“. Но, для супервизии скорее больше подойдёт термин наставничество. Супервизия – это взгляд более опытного коллеги (или коллег) со стороны на работу профессионала психолога/психотерапевта.
На самом деле, я считаю супервизию ключевым звеном в работе психолога-консультанта или психотерапевта.
Для чего нужна супервизия?
Сразу скажу: не бывает идеальных консультаций! В процессе консультирования любого клиента могут возникнуть затруднения, большие или маленькие, когда работа над запросом клиента становится не такой эффективной как раньше или вообще заходит в тупик.
Все эти случаи консультант (психолог или психотерапевт) может вынести на супервизию и рассказать о своём клиенте, своей работе с ним, и возникших в процессе этой работы трудностях.
Отмечу, что настоящие имена и фамилии клиентов в ходе супервизии не раскрываются, чтобы сохранить конфиденциальность, а кроме того, консультант обязан спросить разрешения клиента о том, чтобы вынести его случай на супервизию.
Так чем же супервизия может помочь? И зачем она нужна?
Супервизия ставит вопросы на трёх уровнях:
- Клиентский: Что происходит с клиентом во время консультирования?
- Уровень терапевта: Что происходит с терапевтом (его мыслями, чувствами и ощущениями)?
- Динамический (собственно супервизионный): Что происходит в отношениях между клиентом и терапевтом (на что они похожи)?
Вопросы первого уровня (клиентского) позволяют лучше понять клиента: что с ним происходит и что делать дальше.
Вопросы второго уровня позволяют выявить трудности в понимании между клиентом и терапевтом, связанные с самим терапевтом. Бывает так, что терапевт не до конца проясняет, запрос клиента (Какого результата от терапии хочет клиент) и тем самым работает не с конкретной проблемой клиента, а со своим ощущением, со своим видением этой проблемы. И ведёт клиента не к результатам, которые хочет клиент, а к своему образу идеальных результатов от терапии. Бывают клиенты, которые вызывают такие сильные чувства у терапевта (злость, гнев, раздражение, или наоборот – влюблённость), что всё это сильно отвлекает от ясного видения ситуации и мешает достижению поставленных клиентом задач.
Вопросы 3-го уровня позволяют посмотреть на ситуацию в целом, оценить чувства и поведение клиента, а также терапевта.
Таким образом, супервизия позволяет понять, что же делать дальше: если затруднения возникают на первом уровне – значит, возможно, не хватает теории и навыков, и, специалисту необходимо пройти дополнительную подготовку; если затруднения возникают на 2-м уровне – значит, терапевту, хорошо бы, самому пойти на личную терапию к другому специалисту и разобраться со своими чувствами и эмоциями; если на третьем уровне – и 1-ое и 2-ое (и личную терапию пройти, и дополнительную теоретическую и практическую подготовку).
Поэтому, качество специалиста-консультанта (психолога или психотерапевта) определяется достаточностью знаний и навыков (что подтверждается соответствующими дипломами и сертификатами) и регулярностью личной терапии и супервизии, которые позволяют специалисту вырасти как в личном, так и в профессиональном плане.
Специалисты готовы помочь (6):
Так и не записались к врачу?
ПЕРЕХОДИТЕ В УДОБНЫЙ СЕРВИС ЗАЯВОК ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ
Здесь отобраны лучшие клиники и врачи РФ
Закажите медицинские услуги в Вашем регионе сейчас!